вторник

вторник

17

март

март

2009

2009

јвтокраны малого класса

вАУвА°√Т√Ф√ВЋЬвА°√ЪвА°√Ъ¬Є √М√УвАЪ√У√Т√Ъ¬Є
‘акт: автокраны малого класса давно стали условным пон€тием. ¬ традиционном понимании автокран – это самоходна€ погрузочно-разгрузочна€ машина, смонтированна€ на автомобильном шасси, с рабочим органом в виде поворотной консольной стрелы. ћалый класс автокранов соответствует 1-й и 2-й размерным группам (промежуточна€ грузоподъемность на канатах 4…5 и 6,3…8 т). ¬ обывательском смысле автокраны этой группы называют гидроманипул€торами. ¬ любом случае, как ни назови парк кранов малого класса, они занимают не более 3% всего рынка автокранов, но реально их больше.

√идроманипул€торы широко примен€ют на мусоровозах, металловозах, скраповозах, аварийно-ремонтных, каналопромывочных, коммунально-дорожных, пожарных машинах, форвардерах, сортиментовозах и нефтепромысловых агрегатах, в лесном, нефтегазовом и коммунальном хоз€йстве, дорожном и малоэтажном строительстве, на ремонтно-восстановительных работах, рассредоточенных объектах и в стесненных услови€х, где они с успехом замен€ют стреловые самоходные краны и автоподъемники (автовышки).  раны малого класса стали слишком специализированными.

√идроманипул€торы еще называют краново-манипул€торными установками ( ћ”), но эти пон€ти€ не всегда тождественны, поскольку  ћ” классифицируют по грузоподъемности, способу установки или навески (монтажа) и – обратите внимание! – типу привода: механический, электрический, пневматический, гидравлический. √идроманипул€торами изначально оснащали контейнерные мусоровозы ћ-30 производства ќрловского завода автопогрузчиков и ћценского завода « ќћћјЎ». ѕозже подобные машины начал выпускать  ирсановский механический завод.  ћ” грузоподъемностью 0,5 т монтировалась на раме √ј«-53, «»Ћ-130 или аналогичного автомобил€. √лавное отличие гидроманипул€торов от традиционных автокранов заключалось в элементе передачи силового потока (гидроцилиндр вместо полиспастов) и массе, котора€ не превышает 20…25% полезной грузоподъемности автомобил€. ѕоследний тезис следует понимать буквально – автомобили с гидроманипул€торами и  ћ” можно использовать дл€ перевозки грузов.
 ирсановский мусоровоз ћ -2 с гидравлическим  ћ”

 рановые традиции

ѕервые автокраны начали выпускать в самом начале ’’ века. ѕривод осуществл€лс€ механически от вала отбора мощности (¬ќћ). Ёто была сама€ проста€ конструкци€, но имелс€ один существенный изъ€н – мощность базового шасси во многом €вл€лась определ€ющей дл€ грузоподъемности установки.

¬ попытках улучшить характеристики кранов использовались разные подходы – от применени€ электрической передачи (от генератора или от внешней сети) до вовсе замысловатых конструкций наподобие автодерриков 1940-х годов – автокранов с дерев€нной стрелой дл€ трелевки леса. ¬ 1950-х по€вились башенные самомонтируемые автокраны с легким режимом работы на шасси «»—-150 и «»Ћ-164. ¬ любом случае выбор всегда делали в пользу наиболее мощного шасси. ѕри нехватке мощности, отбираемой от двигател€ базового шасси, крановую установку оснащали собственным двигателем (бензиновым, дизельным или электрическим). “ак могло длитьс€ бесконечно, но послевоенна€ конверси€ в станкостроении позволила резко подн€ть точность обработки деталей, а в 1960-х дл€ привода стрелы начали примен€ть гидроцилиндры. Ўирокое использование гидравлики в других видах техники (тепловозы, самолеты, танки, экскаваторы) позволило удешевить производство гидрооборудовани€ и за счет массового производства внедрить новые системы качества. Ќовые резинотехнические издели€ (–“»), стойкие к маслу, и гидроцилиндры, отвечавшие стандартам по герметичности, обеспечили передачу потока жидкости без значимых потерь. ¬ итоге оказалось целесообразным на легких погрузочно-разгрузочных работах использовать не автокран, а установку, смонтированную на шасси базового автомобил€. “радиционные краны малого класса резко сдали позиции.
—амый маленький автокран  –ј—“-2571Ѕ

≈динственный производитель автокранов малого класса ќјќ « раст» выпускает модель  —-2571Ѕ на шасси «»Ћ-433362. Ётот кран грузоподъемностью (г/п) 7 т и с грузовым моментом 23,1 тс·м оснащен выдвижными опорами и телескопической двухсекционной стрелой длиной 12,3 м. ≈го примен€ют на погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работах на рассредоточенных объектах в разных област€х промышленности, в малоэтажном и коттеджном строительстве.  акое-то врем€ цена машины была самой низкой среди аналогов, а потому кран пользовалс€ спросом у малых предпри€тий при возведении небольших объектов. Ќаибольша€ высота подъема крюка – 12,8 м на стандартной стреле и 14,7 м на стреле с гуськом.

¬прочем, это не все.   кранам следует причислить навесные краны-укосины, вход€щие в оборудование автомобильных ремонтных мастерских (такие выпускает шумерлинский  омбинат автомобильных фургонов), и поворотные кран-балки, в том числе телескопические, встречающиес€ в переносном варианте или на железнодорожных дрезинах (на автомобил€х их монтируют крайне редко).

√идропривод наступает

ѕросторечное «гидроманипул€тор» представл€ет собой сложносоставное от hidor (вода, жидкость) и латинского manipulus (пригоршн€) – производного от manus (рука). ќтметим, что в машиностроении манипул€торы с гидроприводом (в отличие от  ћ”) широко используют на станках и в робототехнике – эти устройства оснащены органом дл€ выполнени€ двигательных функций, аналогичных движени€м руки человека.
Ћесной манипул€тор «√аличанин ѕЋ-95-10»

√идроманипул€торы на сегодн€шний день – одно из передовых технических решений, позвол€ющее увеличить интенсивность применени€ техники дл€ перевозки грузов и сократить до минимума ручной труд при погрузке-разгрузке, уменьшив при этом число зан€тых людей и единиц техники.

“радиционна€ схема подъема и перемещени€ груза предполагает использование автомобильного крана и грузового автомобил€. √идроманипул€торы, смонтированные на бортовых автомобил€х и самосвалах, загружают базовый автомобиль, прицеп и автомобили, наход€щиес€ р€дом.  раны-манипул€торы в среднем на четверть снижают грузоподъемность и площадь грузовой платформы базового автомобил€, зато они существенно повышают производительность и экономическую эффективность, поскольку ликвидируютс€ простои в ожидании погрузки-разгрузки, нет необходимости оплачивать дополнительный грузоподъемный механизм и сокращаетс€ численность обслуживающего персонала. ѕри этом максимальна€ г/п серийных отечественных автокранов – 8…100 т, а значит, их применение неэффективно на работах, св€занных с перемещением грузов массой до 6 т, и невозможно в стесненных услови€х.

–ешением проблемы стало применение компактных систем дл€ подъема-перемещени€ грузов массой 1…26 т, установленных на стандартном бортовом автомобиле. ќдна така€ машина замен€ет собой две – грузовик и автокран, совмеща€ в себе их основные характеристики. ѕри этом освобождаетс€ одна единица техники и работающие на ней люди.
“рактор «Ѕеларус 80.1» с погрузчиком навесного типа и гидроманипул€тором «»нман »ћ-16»

 раны-манипул€торы производ€т в –оссии сравнительно недавно. Ќапример, австрийска€ фирма Palfinger Krantechnik выпускает эту продукцию более 35 лет, а у нас такие машины начали серийно изготавливать лишь в начале 1990-х годов. ѕредпри€ти€ с опытом эксплуатации кранов-манипул€торов оценили их по достоинству и называют «волшебной рукой», или «два-в-одном».

 раны-манипул€торы комплектуют крановыми подвесками, грузоподъемными захватами дл€ штучных грузов и контейнеров, грейферами дл€ сыпучих и мелкокусковых материалов, вилочными и клещевыми захватами с ротаторами, бурами, дисковыми фрезами, грузопассажирскими люльками дл€ подъема людей и монтажных работ на высоте и др. ƒл€ привода активных рабочих органов (грейферов, клещевых захватов, гидробуров и т. д.) гидроманипул€торы оснащают быстроразъемными соединител€ми (муфтами) с соответствующей системой гидроразводки, благодар€ чему они способны выполн€ть посильные монтажные работы на строительной площадке. ћанипул€тор можно переоборудовать в экскаватор дл€ экскавационных работ или погрузки и перемещени€ песка, щебн€, использовать дл€ перемещени€ бордюрных камней и других бетонных конструкций массой до 6,5 т, но в первую очередь применение манипул€торов целесообразно при транспортировке строительных материалов: кирпича, панелей, окон, дверей, бетонных и фундаментных блоков. ¬ажно, что это можно делать аккуратно и без потерь: подсчитано, что при подъеме гипрокартона рабочими примерно 30% груза повреждаетс€. — помощью манипул€тора хрупкий стройматериал можно подать с земли пр€мо на место – в оконный проем. Ќе случайно каждый п€тый грузовик в западной ≈вропе оборудован краном-манипул€тором. ¬ –оссии это значение на пор€док ниже.
‘орвардер Ћ“-189ћ с краном-манипул€тором «Ѕерендей-75»

¬се  ћ” оснащены автоматической системой защиты от перегрузок. «апорно-тормозные клапаны исключают возможность самопроизвольного опускани€ груза. “рубопроводы гидросистемы изготовлены из нержавеющей стали, что повышает их надежность.  ак и автокраны, автомобили и тракторы, оборудованные гидроманипул€торами, обычно комплектуют одно- или двухступенчатыми выносными опорами с базой 3,5…4,6 м и дополнительно – двум€ гидроопорами. √идроманипул€торы можно оборудовать электрогидравлической системой пропорционального управлени€, что позвол€ет управл€ть рабочими операци€ми не только с земли (с пульта, наход€щегос€ на транспортном средстве) или с колонны, где в этом случае устанавливают сиденье оператора, но и дистанционно. Ќаиболее перспективны радиопульты управлени€ с использованием двунаправленной св€зи между трансмиттером и ресивером, оснащенные системой автоматической подстройки частоты, поскольку загруженность эфира при радиообмене на современной стройплощадке посто€нно увеличиваетс€. —уществуют системы одно- и двухканальные с общими и индивидуальными частотами св€зи.

”лучшение грузоподъемных характеристик  ћ” заставл€ет примен€ть более совершенные технологии, например, интегрированный в радиосистему анемометр, чтобы воврем€ передавать видео- и аудиопредупреждени€ о скорости ветра, массе груза, информацию о давлении машины на опорную поверхность и др.
ѕлавающий гусеничный вездеход ћ“-ЋЅ с гидроманипул€тором HIAB 166

¬едущим отечественным изготовителем кранов-манипул€торов €вл€етс€ балашихинское предпри€тие «Ѕј ћ» (выпущено 103  ћ” за два первых квартала 2005 г.). »х производ€т √аличский автокрановый завод (марка «√аличанин»), «јќ «√идраѕак» («Ѕерендей»), «јќ «»нман», ставропольское ќќќ « раст», алапаевский завод «—тройдормаш», —офринский Ёћ«, ќќќ «¬елмаш-—», ќјќ «Ћесхозмаш», ‘анипольский опытно-механический завод, мозырьский «ћелиормаш», —оломбальский, «латоустовский («—инегорец») и ћайкопский («јтлант») машзаводы. –анее выпуском также занималось калининградское ќјќ «—тройдормаш». ¬ –оссии широко представлены гидроманипул€торы иностранных компаний Amco Veba, Epsilon, Foresteri, Fiscars, HIAB, Jonsered, Kato, LIV Hidravlika, Loglift, Musterbau, Nansei, Palfinger, Shinmeja, Tadano, Unic, V-Kran.

–ынок и предубеждени€

¬ –оссии краны-манипул€торы используют крайне мало, несмотр€ на их очевидную эффективность. Ёто св€зано с отставанием технологии машиностроительного комплекса, обеспечивающего строительство. Ќа строительных работах по инерции примен€ют автомобильные краны, которые выпускают давно и в больших количествах, однако никого особенно не интересует, насколько они выгодны экономически. “радиционна€, усто€вша€с€ схема перевозки строительных грузов, когда со строительной базы, оснащенной стационарными кранами или погрузчиками, материалы груз€т в автомобиль, а после доставки на площадку вновь требуетс€ кран, но уже дл€ разгрузки, подкрепл€ет этот консерватизм.

Ёта затратна€ схема многократно увеличивает расходы на строительство. ¬добавок подр€дчики плохо считают деньги, и грузовой автомобиль с гидроманипул€тором в краткосрочной перспективе им кажетс€ менее выгодным (25% от стоимости шасси), нежели аренда автокрана плюс бортового автомобил€ без  ћ”, а потому вопрос окупаемости не обсуждаетс€, хот€ дл€ малоэтажного строительства дл€ монтажа панелей и крыши достаточно одного крана-мунипул€тора на шасси грузового автомобил€ (есть  ћ” с длиной стрелы до 20 м). Ёта дороговизна кажуща€с€ – срок окупаемости манипул€тора такой же, как и обычной машины: 2…3 года.

Ќа «ападе гидроманипул€торы получили такое широкое распространение именно из соображений экономии, поскольку минимальна€ грузоподъемность крана на автомобильном шасси – 35 т, а производство крана меньшей грузоподъемности экономически бессмысленно. ѕостепенно образовалась свободна€ ниша дл€ перемещени€ грузов массой от 1 до 30 т, которую и зан€ли гидроманипул€торы, по цене в несколько раз дешевле автокрана.
√идроманипул€торы активно используют в нефтегазовой отрасли, коммунальном хоз€йстве, дл€ эвакуации автотранспорта, в составе различных технологических машин, автомастерских и т. п. «аготовительные и перерабатывающие предпри€ти€ также широко примен€ют подержанные иностранные  ћ”, но новых практически не используют, поскольку при отсутствии качественных и удобных в применении отечественных сортиментовозов и лесовозов они вынуждены закупать подержанную импортную технику с уже установленным оборудованием. ќтдельные производители предлагают компромисс, оснаща€ отечественные машины зарубежными гидроманипул€торами с наиболее приемлемыми грузоподъемными характеристиками.

јвтор: ё. ѕетров

»сточник: ∆урнал «ќсновные —редства» є11/2005

„итать также

ќјќ Ђ„ћ«ї освоил производство крановых бескапотных компоновок
10.11.2015
„ел€бинский механический завод серийно начал производить 25-тонные и†32-тонные автокраны на†базе полноприводных шасси с†эргономичной бескапотной кабиной.
 ран Ђ»вановецї нового поколени€ был доставлен в город “омск
02.09.2015
¬недорожный автокран Ђ»вановецї под индексом  —-55735-7, созданный инженерами отечественного завода Ђјвтокранї, летом текущего года был сдан в†эксплуатацию ↓омск.
»нновационный комплект Boom Booster от Terex Cranes Ч номинант премии Swedish Steel Prize 2015
05.11.2015
¬ысокотехнологическа€ система Boom Booster Kit, позвол€юща€ повысить производительность гусеничных кранов, увеличить жесткость основной стрелы, удвоить эффективность вылета и высоты подъема и увеличить нагрузку на 90%, от крупнейшей компании Terex Cranes вошла в список номинантов премии Swedish Steel Prize 2015 года.
ќбновленна€ верси€ Ђумногої крана мостового типа Smarton от†Konecranes
08.07.2015
 омпани€ Konecranes, один из†ведущих финских производителей грузоподъемной техники, анонсировала выход усовершенствованного Ђумногої мостового крана Smarton, предназначенного дл€ промышленных предпри€тий.
Manitowoc освоила новую производственную линию по выпуску башенных кранов Potain и универсальных лифтов дл€ них
10.09.2015
—овсем недавно на заводах компании Manitowoc началось производство новой линейки городских башенных кранов Potain MDT CCS Cit, включающей модели MDT 109, MDT 139, MDT 189 и MDT 219 грузоподъемностью от 6 до 10 тонн.
ѕрезентаци€ новинок от†Hitachi на†—““-2015
04.07.2015
¬†рамках 16-й ћеждународной выставки Ђ—троительна€ “ехника 膓ехнологииї, котора€ состо€лась в†ћоскве в†начале июн€ текущего года, компани€ Hitachi Construction Machinery представила новинки 2014 и†2015†года.
ќсуществлен запуск мегапроекта (NSCV) по строительству самого т€желого плавучего строительного крана в мире
07.09.2015
ќдно из самых крупнейших классифицированных обществ Ч –егистр судоходство Ћлойда сообщило о заключении долгосрочного контракта стоимостью в 1 миллиард долларов на поставку крупнейшего в оффшорной зоне плавучего крана дл€ голландской компании Heerema Marine Contractors (HMC).
–ынок –оссии и†—Ќ√ пополнилс€ новой серией кранов-вездеходов от†Palfinger Sany
25.06.2015
Ќа†международной специализированной выставке —““-2015 совместна€ международна€ компани€-производитель крановой техники Palfinger Sany представила свой новый 220-тонный вездеходный кран SAC2200.
 омпани€ Link Belt недавно представила новую серию гусеничных кранов
04.09.2015
Ќа одном из заводов американской компании Link Belt Construction Equipment Co был выпущен новый гусеничный кран под маркировкой “——-1400, предназначенный дл€ выполнени€ широкого спектра задач.
Ќова€ сери€ кранов с†удлиненными стрелами от†јќ†Ђ ј«ї
07.06.2015
Ќа† линцовском автокрановом заводе был изготовлен новый модельный р€д кранов грузоподъемностью 25†тонн под маркировкой  —-55713-’ -4¬. –абота инженеров-конструкторов  ј«а над созданием новой подъемной спецтехники началась с†€нвар€ этого года.


© 2008 - 2019 Ђkranovshik.com.uaї ¬се права защищены. ”слови€ использовани€ материалов сайта.

ƒл€ св€зи с редакцией справочника rabota@kranovshik.com.ua


—оздание и продвижение сайта Web-content.com.ua